По высшему пилотажу


В прошлом номере газеты мы рассказали об одном из примечательных земляков – Владимире Фокине, отдавшем много лет работе в районной Госавтоинспекции. Узкие газетные рамки не позволили тогда раскрыть еще одну важную страницу его жизни. Владимир Николаевич и сам водитель-ас, и многих земляков обучил первоклассной езде. С его легкой руки имена водителей из Коми зазвучали на российском уровне.

Борьба, лыжи и автогонки                            

Во время службы в ГАИ Владимир Фокин прикипел душой к вольной борьбе и лыжным гонкам, успешно защищая честь родного отдела на первенствах Коми. Но, пожалуй, самым значимым отрезком в его жизни стало участие в чемпионатах по автомногоборью. Вначале он с сослуживцами стал регулярно выступать на чемпионатах МВД страны. Все закрутилось, начиная с 80-х годов: тренировки, сборы на базе ДОСААФ. Владимиру Фокину пришлось шлифовать мастерство в таких сложных дисциплинах, как фигурное вождение, кросс со стрельбой по мишеням из пистолета Макарова, плавание и сдача ПДД на время.

– Постепенно стали выигрывать призовые места, а потом и в победители вырвались. Приезжаем куда-либо, в Ярославль, Москву или другой город, а там - конкуренция жесточайшая: команд 60 из разных республик СССР! – вспоминает наш собеседник. – Во время стартов один старшина нас научил: «Вы тренируйтесь на лысой резине. На ней научитесь, тогда и на хорошей легче будет!» Так и вышло. Это же уровень чемпионата СССР, на который Москва всегда выставляла лучшие новые машины с шипованными колесами. Поэтому после лысой резины мы себя там чувствовали, как рыба в воде, и все конкурсные маневры совершали на «пять с плюсом». Так что судьи чемпионатов потом говорили: «А Коми-то приехала? Ой, тогда другим и ловить нечего! Коми в последнее время вообще чумовые – по высшему пилотажу ездят!»

О мастерстве вождения говорит и другой факт. Как-то к нашим милиционерам в рамках программы обмена опытом приехал полицейский из Калифорнии. После того, как Фокин показали ему скрупулезные объезды столбиков и езду на мотоцикле с коляской, когда прямо по ходу движения его напарник умудрился заменять колесо, американец впал в шок: «У нас так не ездят!» А вот в стрельбе гость показал класс, попав по всем мишеням с расстояния 20 метров.

Асы на «Икарусах»

В 2000 году со службы в милиции Владимир Фокин вышел на пенсию и устроился в Сыктывкарское пассажирское АТП. Его директор Виктор Барков обратился к нему как-то:  «Я слышал, что ты мастер спорта по автоспорту (этот  норматив Владимир Фокин выполнил 1990 году – прим.авт.). Давай-ка моих автобусников подтяни, а то они вечно последние места привозят, вон 25-е заняли».  «Исправим это», – пообещал амбициозный Фокин. Но коллектив «водил», иные из которых за баранкой по 30 лет, со скепсисом отнесся к данной идее. Мол, что этот Фокин знает! Одно дело на «Жигулях» в автогонках участвовать, другое – на автобусах. Но наш земляк и сам стал тренироваться на длинных тяжелых «Икарусах», и других постепенно натренировал.  

– И вот чемпионат России среди автотранспортных предприятий. По условиям состязаний надо и вперед, и назад проехать, а на все про все 12 минут! И это на громоздком автобусе с «гармошкой»… В итоге у команды из Коми – девятое место, а еще год спустя – четвертое, а потом и вовсе второе. Помню, в 2005 году сам министр транспорта России Игорь Левитин вручал мне бронзовую медаль. Я тогда еще и в личном зачете третье место занял.

«Вы откуда? Из Коми? – удивился министр. – У вас же там на оленях ездят! Как это вы  местных «уделали»? Вот видите: на оленях учатся, а на «Икарусах» вас укатали!» – пошутил он под дружный смех и аплодисменты публики…

Авто – дело женское  

– Однажды мне в голову пришла идея готовить женщин, которые имеют права, но не имеют должных навыков езды. Я, договорившись с сельхозтехникумом в Выльгорте, набрал группу и стал обучать их и обычной езде, и экстремальному вождению. Приходили они ко мне порой такими неумехами, а через пару недель их было не узнать, – продолжает Владимир Фокин.  

Как-то по линии ДОСААФ решено было выставить команду по автомногоборью. Нужны были женщина, двое мужчин и юниор, у которого прав нет. Миссию собрать и подготовить четверку гонщиков учреждение поручило опытному Фокину. Выбрав двух своих лучших учениц, он начал издалека: «Девочки, вы катались здесь, в Выльгорте, многому научились. А теперь вам надо… приехать в город Сыктывкар и получить адреналин». В итоге в стартах согласились участвовать сразу несколько женщин.

На Юбилейной  площади Сыктывкара в ревущем котле болельщиков наши гонщицы заняли призовые места. Потом я собрал из этих женщин сборную команду и поехал с ними на чемпионат России «Автоледи» в Омск. В течение 2011-2013 годов мы регулярно в нем участвовали и привозили призовые места. Вначале это была сборная Коми, а потом и Выльгорта. Победы наших девчат впечатляли: Юлия Аглоткова стала двукратной чемпионкой России по автомногоборью, Анастасия Суворова – чемпионкой России,  Ольга Ульнырова –  серебряным призером чемпионата России. А еще один наш земляк, 10-классник из Выльгорта Владислав Кудряшов, тогда еще не имевший прав, также стал победителем спартакиады по автомногоборью в Петербурге.

Чемпионат «Автоледи» в Екатеринбурге в 2013 году стал одним из памятных. У нашей Анастасии Суворовой взял интервью журналист Первого канала. «Настя! Тебя на всю Россию показывают!» – обрывали ей телефон знакомые (видео с тех стартов есть в интернете). Вместе с преподавателем Сыктывкарского сельскохозяйственного техникума Светланой Кокоулиной они тогда заняли почетное третье место в «Автоледи», а ведь там были участники из 63-х регионов! Радости наших земляков не было предела. А после команда Фокина ежегодно выезжала на автогонки в  Омск. Там удалось дважды завоевать вторые и третьи места. А впоследствии наши гонщики стали первыми.

И на «ведре с болтами», и без зеркал

Но вместе с радостными событиями случались во время таких стартов и неприятные курьезы:

– Последние автогонки были в 2013-м году. Главный судья подошел ко мне и сказал: «Как-то неудобно получается. Вы опять на первое место идете со своими девчатами». «А вам удобно? Что ж вы нам в этот раз не машину, а «ведро с болтами» дали?» – не растерялся я. Оказалось,  на том чемпионате кто-то из судей решил выдать нашей команде видавшее виды авто, где даже коробка передач вылетала. На нем должна была выступать Настя Суворова. Я, помню, сделал из сучка вилку и воткнул туда, чтоб коробка держалась. И что вы думаете?  Настя моя так газанула, что у арбитров глаза округлились. И первое место было у нас в кармане… Я предупредил судей, чтобы впредь обходились без таких вот «шуток».  

А затем был фуршет в большом зале. Представитель Москвы встает и заявляет: «Самый лучший клуб в России – это Республика Коми! Сыктывкар!» А я ему тут же: «Сыктывкар плюс Выльгорт!» «Ну ладно, пусть будет и Выльгорт!» – и вручает нам победный кубок и грамоту. Сыктывдинцы Настя Суворова, Ольга Ульнырова, Артем Лещев и Влад Кудряшовы выступили просто блестяще, заняв первые места и взяв общекомандное «золото».

– А раз на выступлениях в Екатеринбурге был еще один курьез. Я до этого, когда тренировал Настю Суворову,  закрывал зеркала машины тканью, и девушка наловчилась ездить без них. На старте их тоже закрыла. Все всполошились: «Как это так? Не положено». А я говорю: «Судья разрешил, значит, можно». И главное – фигурное вождение в закрытом помещении проводилось! А паркет очень скользкий. Знаете, как сложно! В итоге она заняла призовое место». Одним словом, ну ничем моих девочек не выбьешь из колеи! – делится тренер.   

Сейчас традиция проводить такие чемпионаты почему-то оказалась забыта – ГИБДД России больше их не организует. Владимир Фокин проводил состязания гонщиков на площади Выльгорта, устраивал их отдельно для работников ГИБДД Сыктывдина. И все-таки он временами тоскует по состязаниям, которые проводились в крупных городах России, ведь выступал на них и как тренер, и как участник. «Чемпионаты по автоспорту – это необыкновенный кураж, это зрелищно, интересно, это мощная, объединяющая автолюбителей страны сила! Надеюсь, найдутся инициаторы вновь возродить их», – высказывается напоследок наш собеседник.

Елена МУЗЫКАНТ.

Фото из архива В.Фокина.       


Комментарии (0)


Добавить комментарий





Разрешённые теги: <b><i><br>Добавить новый комментарий:


Тэги