«У меня все хорошо»


Что регулирует наше поведение, формирует судьбу и характер? Немалую роль в этом играет  самооценка. Именно от нее зависит, как мы взаимодействуем с внешним миром, какова наша критичность – и к окружающим, и к самому себе, каковы уровень требований, отношение к успехам и неудачам. Из чего складывается самооценка и возможно ли ее корректировать, рассказывает психолог Центра социальной защиты населения Сыктывдинского района София Батманова.

– Самооценка – это оценка личности самого себя, своих возможностей,  качеств и места среди людей. Она влияет на все сферы жизнедеятельности человека, а также на его жизненную позицию. Поэтому самооценка не только сказывается на эффективности и успехе деятельности человека в данный момент, но и определяет весь последующий процесс развития самой личности.

«Ты мой любимый и единственный»

Во многом самооценка закладывается в детстве. У маленького ребенка круг общения предельно сужен. На самооценку малыша в основном влияют родители: если они любят его, поддерживают во всем, хвалят за успехи, то у ребенка складывается позитивное восприятие себя. Низкая самооценка у ребенка формируется, если с первых лет жизни он сталкивается с пренебрежением и неприязнью. При этом происходит нарушение привязанности или эмоциональной связи с матерью и формируется восприятие мира как враждебного и угрожающего. Доминирование тревоги и страха вызывает дезорганизацию и хаотичность поведения ребенка. Такие дети, становясь взрослыми, нарушают правила и границы человеческих отношений. У них возникают существенные проблемы при создании  семьи и воспитании детей.

Современные родители нередко хотят видеть в своем ребенке вундеркинда, уникума, бесконечно сравнивают его с другими детьми. На «неготовую» психику, неокрепший организм порой ложатся непомерные нагрузки, когда, например, мамы и папы желают, чтобы в три года их ребенок бегло читал, пел или говорил на иностранном языке.  И порой в этой гонке за успехом они забывают о том, что ребенку хочется простого тепла, заботы, чтобы мама просто почитала на ночь  сказку, просто обняла, просто сказала: ты мой  любимый и единственный.

Самое опасное – когда взрослые наделяют ребенка штампами: ты неумеха, неудачник… Поскольку именно родители дают маленькому человеку все базовые понятия о жизни, он им безоговорочно верит. Первые родительские оценки порой остаются с нами на всю оставшуюся жизнь. Поэтому важно, чтобы три первых года жизни ребенок находился в позитивном поле безусловного эмоционального принятия, когда его любят просто потому, что он есть. До трех лет ребенку можно ставить запреты только на то,  что может угрожать его жизни и здоровью.

Заниженная самооценка усугубляется, если ребенок не очень успешен в школе. И тут важны как позиция учителей (они ведь тоже люди и могут реагировать по-разному), так и реакция сверстников (дети прямолинейны, они всегда говорят то, что видят и думают).

Как проявляется низкая самооценка? Ребенок грустный, депрессивный, безынициативный, старается держаться в тени. Или, наоборот, бывает злым и агрессивным, обидчивым и плаксивым. У него нет друзей.

Ставить задачи и решать их

Самооценка напрямую зависит  от функций мозга, работы гормональной системы. Чтобы поддерживать себя в хорошем тонусе, очень важно заботиться о своем здоровье. Необходимые условия – качественный достаточный сон, свежий воздух (кислородное голодание сразу же отражается на настроении и физическом самочувствии) и адекватные физические нагрузки (минимум 10-15 минут в день). Все мы – дети природы, общение с ней тоже очень благодатно влияет на наш настрой.

Зачастую у людей с заниженной самооценкой возникают коммуникативные проблемы. Им сложно общаться,  они мнительны, нередко им кажется, что все в них видят только плохое. Человек смотрит на себя сквозь призму «я плохой, меня недооценивают, игнорируют». Как правило, такие люди видят в жизни много негативного, часто в них проявляется  синдром жертвы. Надо сказать, что позиция жертвы очень удобна – в своих несчастьях всегда можно обвинить другого. При этом человек с  адекватной самооценкой в своих благих намерениях спасти близкого человека попадает в некую «ловушку». Бесконечно спасая другого, он не замечает,  как начинает ходить по замкнутому кругу, так как жертва не собирается ничего менять в себе, а у «спасателя»  существенно снижается качество собственной жизни. Вместо того,  чтобы интересно и с пользой проводить время, он вынужден постоянно убеждать: «Ты хороший… Ты сможешь…».

За профессиональной помощью человеку с проблемной самооценкой лучше обратиться к психологу или психотерапевту, будут полезны коррекционные занятия, тренинги, желательно – в группе. Если он согласен на такой формат общения, значит, действительно осознает проблему и это  первый шаг к ее решению – выходу из своей скорлупы. Ни один психолог не возьмется работать с теми, кто своей проблемы не осознает. На пути повышения самооценки, построения собственной счастливой судьбы не один пуд соли нужно съесть, но первый и самый главный шаг – признать проблему.

Конечно, надо работать над собой и самостоятельно. Первый совет специалистов: навести порядок в собственной жизни. Начать с конкретного – очистить свой дом от лишнего, освободить пространство для воздуха. Очень важно уметь  ставить перед собой задачи и последовательно их решать. Человек должен иметь представление, что в его силах. Элементарно: для ребенка – без напоминаний почистить зубы, для мужчины – ухаживать за своей обувью, для женщины – делать обдуманные покупки. К глобальным целям переходить постепенно, для их достижения надо пройти «сто ступенек» – малых и средних задач. Полезно составлять план дел – на день, неделю:  сделать дубликат ключей, сдать обувь в ремонт, оформить документы… При зачеркивании пунктов – невероятное удовлетворение! Потом начинаем планировать и на перспективу – на год, пят лет...

Записала Юлия ЧУПРОВА. (Продолжение следует).

 

Детский досуг – дело профессионалов

Недавно в Сыктывдинском филиале общественной приемной Главы Республики Коми прошли личный прием граждан и прямая линия о работе Клуба детского досуга на базе Центра соцзащиты населения района. Специалист по социальной работе отделения социальной помощи семье и детям центра Вера Расова  проинформировала:

– Психолог и другие наши специалисты проводят различные мастер-классы с детьми к праздникам (изготовление открыток, поделок), интеллектуальные викторины, профилактические беседы на различные темы (по профилактике употребления психоактивных веществ, правонарушений, о мерах пожарной безопасности, правилах дорожного движения, личной безопасности и другим). Также дети рисуют, играют в настольные игры.

Как дополняет психолог центра София Батманова, в клубе практикуется игровая и тренинговая формы работы, в том числе для формирования адекватной самооценки у детей, коммуникативных  и познавательных  способностей.

Мероприятия проводятся для детей от 7 до 12 лет, проживающих на территории Сыктывдинского района. Социальные услуги в рамках клуба несовершеннолетним предоставляются бесплатно.


Комментарии (0)


Добавить комментарий





Разрешённые теги: <b><i><br>Добавить новый комментарий:


Тэги