"Мы остро нуждаемся в помещениях"


 Сыктывдин – один из немногих районов в Коми, где наблюдается положительная динамика в демографии. Этому способствует и ежегодный рост рождаемости в поселениях. Одно из таких – Пажга. Вместе с тем сегодня ощущается острый дефицит помещений для отрасли образования. В этом мы убедились сами, посетив школу и Центр эстетического воспитания в селе.

 

«Что смогли – переделали»

Начнем с того, что в Пажге раньше было три школы, а теперь одна, причем учатся в ней дети не только из самого села, но и из соседнего Лэзыма.

– Ежегодно у нас увеличивается число учащихся, – рассказывает директор школы Екатерина Иванова, проводя для нас экскурсию. – Если в 2010-2011 учебном году было 235 детей и 11 класс-комплектов, то в этом – 315 и 19 соответственно. Порядка 120 ребят мы возим из Лэзыма и Жуэда. Все это в комплексе наложило свой отпечаток на организацию учебного процесса. Остро ощущается нехватка помещений. Что смогли, мы, конечно, переделали, перестроили и переоборудовали.

 Директор и завучи показывают класс для уроков технологии, где учебные столы соседствуют со станками и инструментами. Было два кабинета технологии, но один переоборудовали под библиотеку, а подсобное помещение кабинета технологии – под медкабинет.

 На снимке: Замдиректора школы Владимир Тихонюк: "Нам нужна вторая мастерская".

Уроки преподаватель ведет, разбивая классы на две группы: одна в один день, другая – в другой. Невооруженным взглядом видно, что нужна или вторая мастерская, или еще один класс.

 – В наш спортзал мы уже тоже не помещаемся, здесь постоянно идут занятия: по физкультуре, спортивным секциям, а также для учителей и взрослого населения. В идеале нужен еще один спортзал для старшеклассников и взрослых, – говорят педагоги.

В непростой ситуации – и ребята из кадетских классов, которых в Пажге аж три. Строевой подготовкой они занимаются то в коридоре, то в небольшом помещении актового зала, который, впрочем, администрация школы в свое время насколько смогла, расширила за счет ремонта. Однако и это не сильно помогло: при проведении массовых мероприятий, тех же концертов с приглашением родителей, тут бывает тесно.

 НА СНИМКЕ: младшеклассники на уроке.

Пожертвовали музеем и рекреацией

Кабинет логопеда и психолога пришлось по объективным причинам совместить. Есть куда расти и школьной библиотеке, которая сегодня совмещает в себе и этномузей. Педагогу-библиотекарю Алине Земсковой постоянно приходится выходить из ситуации и заносить перед занятиями скамейки, ведь она организовывает для ребят немало полезных мероприятий, учит их мастерить, устраивает игры.

Раздевалка и столовая в школе также довольно скромных размеров. И если раньше, когда учеников было меньше, это не так бросалось в глаза, то теперь очевидно: нужны дополнительные квадратные метры.

Ежегодно в школе прибавляется 20-25 детей. В 2015 году впервые было так много первоклашек, что их разбили на два класса «А» и «Б». В рекреациях сделали перегородки и забрали часть помещений коридора, а также подсобки под начальные классы. Тенденция сохранилась. В 2019 году в первые классы пришли 40 ребят.

 И тесно, и душно…

– Хотелось бы побольше пространства, – говорит «Нашей жизни» одна из родителей младшеклассников Татьяна Мартынова. – Второй момент, который меня тревожит, это отдаленность Центра эстетического воспитания. Школьникам неудобно туда ходить, ведь тротуарной дорожки нет. Знаю, что многие родители не рискуют из-за этого отправлять детей в Центр.

 

– В кабинете из-за большой наполняемости бывает душно и не всегда хватает места для двигательной активности ребят, – солидарна с ней Анна Кузьбожева, чья дочь Юлиана учится во 2 «Б». – Я сама работаю в школе искусств, на художественном отделении, веду занятия для 14 человек. Мы занимаемся в кабинете технологии, когда он свободен после общеобразовательных занятий. У нас даже нет возможности создать свою среду для занятий: разместить наглядные пособия, какие-то материалы для будущих поделок.

– Как видите, нуждаемость в помещениях – это проблема номер один, – подводит итог нашей беседе Екатерина Иванова. – Как минимум только под учебные классы нужно шесть кабинетов плюс два-три кабинета для узких специалистов.

Ремонт или переселение?

Пообщались и с директором Центра эстетического воспитания детей Екатериной Турковой, она рассказала: «Мы располагаемся в бывшей начальной школе – деревянном здании постройки 1988 года, которое требует обновления.

Сегодня здесь работают 36 объединений по шести направлениям: художественное, техническое, физкультурно-спортивное, социально-педагогическое, научно-исследовательское и туристско-краеведческое, куда ходят 664 ребенка от 5 до 18 лет. Но, по словам собеседницы, охват был бы больше, если бы здание находилось ближе к центру.

На фото - кровля здания Центра эстетического воспитания. 

В одночасье не решить, но думать надо

Начальник управления образования Нина Панюкова в беседе с нашим корреспондентом подчеркнула:

«Конечно же, хотелось бы улучшить условия для школьников Пажги. Это поселение – третье по численности жителей после Выльгорта и Зеленца, школа вошла в десятку лучших в Коми, детишек ежегодно прибывает, а кабинетов для занятий не хватает.

Кроме того, и детский сад Пажги сегодня нуждается в помещениях. В рамках увеличения показателя доступности дошкольного образования необходимо создание новых мест, в том числе и в этом селе».

К тому же, в дошкольных образовательных учреждениях ежегодно увеличивается количество детей с инвалидностью. Поэтому назрела необходимость открытия в Пажге специализированной группы компенсирующего вида для детишек с тяжелыми нарушениями речи.

Вопрос дефицита помещений для отрасли образования на контроле у руководителя администрации Сыктывдинского района Любови Дорониной:

– Мы рассматриваем два способа ликвидировать имеющуюся проблему. Первый – это строить новые помещения. Второй – переоборудовать уже существующие здания. И такой опыт у нашего района есть. В частности, это реконструкция здания СПТУ, где мы сумели создать 300 мест для учащихся начальных классов и 30 для дошколят.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в одиночку и в одночасье властям муниципалитета этот вопрос не решить. Но предлагать и взвешивать все варианты решения проблемы нужно уже сейчас.

 Заместитель министра образования, науки и молодежной политики Республики Коми Олег Холопов:

 – Радует, что численность детского населения в поселении растет, это один из важных показателей в перспективах развития населенного пункта. По этой причине стоят вопросы увеличения количества мест для дошколят, создания дополнительных учебных классов и специализированных кабинетов в школе. И сегодня министерство совместно с администрацией муниципального образования ищет пути решения этих задач.

Елена МУЗЫКАНТ.

Фото автора и пресс-службы Минобразования РК.


Комментарии (0)


Добавить комментарий





Разрешённые теги: <b><i><br>Добавить новый комментарий: